Программа составлена на основе: Примерных программ подготовки и переподготовки водителей АМТС.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа базового цикла учебного предмета «Основы управления транспортными средствами» предназначена для реализации требований примерной программы подготовки водителей транспортных средств категории «В», данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 2021, N 49, ст. 8153) (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ), пунктом 3 части 3 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598) (далее - Федеральный закон об образовании), пунктом 2 Правил разработки рабочих программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. N 980 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 45, ст. 5816; 2018, № 52, ст. 8305), Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 26 августа 2020 г. N 438 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 сентября 2020 г., регистрационный N 59784), профессиональными и квалификационными требованиями, предъявляемыми при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанными в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», утверждёнными приказом Министерством транспорта Российской Федерации от 31 июля 2020г., регистрационный N 61070), Правила дорожного движения, утвержденные постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 23 октября 1993г. №1090 (Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1993г, № 47, ст. 4531; Собрание законодательства РФ, 2021, № 2, ст. 465) (далее - Правила дорожного движения). Приказом Министерства просвещения РФ от 08.11.2021г. № 808 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий», зарегистрирован в Минюсте России от 10.03.2022г. № 67672,

Целью изучения учебного предмета " Основы управления транспортными средствами " является изучение основных процессов, определяющих качественное и безопасное управление автомобилем в различных дорожных ситуациях. В процессе движения, водитель должен воспринимать большое количество информации, анализировать ее и принимать правильное решение.

Задачи предмета:

1.      Научить учащихся правильно пользоваться органами управления

2.      Научить вождению автомобиля в сложных дорожных условиях

Содержание Рабочей программы базового цикла учебного предмета «Основы управления транспортными средствами» представлено пояснительной запиской, общей характеристикой предмета, тематическим планом, содержанием предмета с распределением учебных часов по разделам и темам,  условиями реализации предмета, системой оценки результатов освоения предмета, планируемые результаты освоения предмета, учебно-информационными источниками.

Учебный предмет «Основы управления транспортными средствами» состоит из одного раздела, курс рассчитан на 14 часов, в том числе 12 часов теоретические и 2 часа практические занятия. На занятиях обучающиеся знакомятся с основными понятиями и терминами: техника пользования органами управления автомобилем, разбор дорожно-транспортных происшествий, эксплуатационные показатели автомобиля, профессиональная надежность водителя, дорожные условия.

Занятия по учебной дисциплине проводятся в учебном классе. В ходе изучения применяются учебная литература, комплекты плакатов, а также компьютерные технологии.

 

2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

                                                                                                                                       Таблица 7.

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

В том числе

Теоретические занятия

Практические занятия

Тема 1. Дорожное движение

2

2

-

Тема 2. Профессиональная надежность водителя

2

2

-

Тема 3. Влияние свойств транспортного средства на эффективность и безопасность управления

2

2

-

Тема 4. Дорожные условия и безопасность движения

4

2

2

Тема 5. Принципы эффективного и безопасного управления транспортным средством

2

2

-

Тема 6. Обеспечение безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения

2

2

-

Итого

14

12

2

 

3.СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

Тема1. Дорожное движение .

Водителю за одну минуту при средней интенсивности движения приходится принимать от 25 до 30 решений, поэтому водитель должен постоянно следить за дорожной ситуацией, постоянно прогнозировать действия других участников движения и хорошо владеть правилами пользования органами управления.

Дорожное движение: как система управления водитель-автомобиль-дорога (ВАД); показатели качества функционирования системы; понятие о дорожно-транспортном происшествии (ДТП); виды дорожно-транспортных происшествий; причины возникновения дорожно-транспортных происшествий; анализ безопасности дорожного движения (БДД) в России; система водитель-автомобиль (ВА); цели и задачи управления транспортным средством; различие целей и задач управления транспортным средством при участии в спортивных соревнованиях и при участии в дорожном движении; элементы системы водитель-автомобиль; показатели качества управления транспортным средством: эффективность и безопасность; безаварийность как условие достижения цели управления транспортным средством; классификация автомобильных дорог; транспортный поток; средняя скорость; интенсивность движения и плотность транспортного потока; пропускная способность дороги; средняя скорость и плотность транспортного потока; соответствующие пропускной способности дороги; причины возникновения заторов.-2ч. (теоретическое занятие)

Тема 2. Профессиональная надежность водителя.

Профессиональная надежность водителя: понятие о надежности водителя; анализ деятельности водителя; информация, необходимая водителю для управления транспортным средством; обработка информации; сравнение текущей информации с безопасными значениями; сформированными в памяти водителя, в процессе обучения и накопления опыта; штатные и нештатные ситуации; снижение надежности водителя при неожиданном возникновении нештатной ситуации; влияние прогноза возникновения нештатной ситуации, стажа и возраста водителя на время его реакции; влияние скорости движения транспортного средства на размеры поля зрения и концентрацию внимания; влияние личностных качеств водителя на надежность управления транспортным средством; влияние утомления на надежность водителя; зависимость надежности водителя от продолжительности управления автомобилем; режим труда и отдыха водителя; зависимость надежности водителя от различных видов недомоганий, продолжительности нетрудоспособности в течение года, различных видов заболеваний, курения и степени опьянения; мотивы безопасного и эффективного управления транспортным средством.-2ч. (теоретическое занятие)

Тема 3. Влияние свойств транспортного средства на эффективность и безопасность управления.

Влияние свойств транспортного средства на эффективность и безопасность управления: силы, действующие на транспортное средство в различных условиях движения; уравнение тягового баланса; сила сцепления колес с дорогой; понятие о коэффициенте сцепления; изменение коэффициента сцепления в зависимости от погодных условий, режимов движения транспортного средства, состояния шин и дорожного покрытия; условие движения без буксования колес; свойства эластичного колеса; круг силы сцепления; влияние величины продольной реакции на поперечную реакцию; деформации автошины при разгоне, торможении, действии боковой силы; угол увода; гидроскольжение и аквапланирование шины; силы и моменты, действующие на транспортное средство при торможении и при криволинейном движении; скоростные и тормозные свойства, поворачиваемость транспортного средства; устойчивость продольного и бокового движения транспортного средства; условия потери устойчивости бокового движения транспортного средства при разгоне, торможении и повороте; устойчивость против опрокидывания; резервы устойчивости транспортного средства; управляемость продольным и боковым движением транспортного средства; влияние технического состояния систем управления, подвески и шин на управляемость.-2ч. (теоретическое занятие)

Тема 4. Дорожные условия и безопасность движения.

Дорожные условия и безопасность движения: динамический габарит транспортного средства; опасное пространство, возникающее вокруг транспортного средства при движении; изменение размеров и формы опасного пространства при изменении скорости и траектории движения транспортного средства; понятие о тормозном и остановочном пути; зависимость расстояния, пройденного транспортным средством за время реакции водителя и время срабатывания тормозного привода, от скорости движения транспортного средства, его технического состояния, а также состояния дорожного покрытия; безопасная дистанция в секундах и метрах; способы контроля безопасной дистанции; безопасный боковой интервал; резервы управления скоростью, ускорением, дистанцией и боковым интервалом; условия безопасного управления; дорожные условия и прогнозирование изменения дорожной ситуации; выбор скорости, ускорения, дистанции и бокового интервала с учетом геометрических параметров дороги и условий движения; влияние плотности транспортного потока на вероятность и тип ДТП; зависимость безопасной дистанции от категорий транспортных средств в паре "ведущий - ведомый"; безопасные условия обгона (опережения); повышение риска ДТП при увеличении отклонения скорости транспортного средства от средней скорости транспортного потока; повышение вероятности возникновения ДТП при увеличении неравномерности движения транспортного средства в транспортном потоке. Решение ситуационных задач.-4ч. (2ч-теоретическое занятие, 2 ч- практическое занятие)

Тема 5. Принципы эффективного и безопасного управления транспортным средством.

Начинающий водитель должен два года обозначать свой автомобиль опознавательным знаком. Принципы эффективного и безопасного управления транспортным средством: влияние опыта, приобретаемого водителем, на уровень аварийности в дорожном движении; наиболее опасный период накопления водителем опыта; условия безопасного управления транспортным средством; регулирование скорости движения транспортного средства с учетом плотности транспортного потока; показатели эффективности управления транспортным средством; зависимость средней скорости транспортного средства от его максимальной скорости в транспортных потоках различной плотности; снижение эксплуатационного расхода топлива - действенный способ повышения эффективности управления транспортным средством; безопасное и эффективное управления транспортным средством; проблема экологической безопасности; принципы экономичного управления транспортным средством; факторы, влияющие на эксплуатационный расход топлива.-2ч. (теоретическое занятие)

Тема 6. Обеспечение безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения.

Обеспечение безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения: безопасность пассажиров транспортных средств; результаты исследований, позволяющие утверждать о необходимости и эффективности использования ремней безопасности; опасные последствия срабатывания подушек безопасности для непристегнутых водителя и пассажиров транспортных средств; использование ремней безопасности; детская пассажирская безопасность; назначение, правила подбора и установки детских удерживающих устройств; необходимость использования детских удерживающих устройств при перевозке детей до 12-летнего возраста; подушки безопасности для пешеходов и велосипедистов; световозвращающие элементы, их типы и эффективность использования; особенности проезда нерегулируемых пешеходных переходов, расположенных вблизи детских учреждений; обеспечение безопасности пешеходов и велосипедистов при движении в жилых зонах.-2ч. (теоретическое занятие)

4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА

По итогам аттестации слушатель должен

      знать:

-Правила дорожного движения;

- основы законодательства Российской Федерации в сфере дорожного движения и перевозок пассажиров и багажа;

-нормативные правовые акты в области обеспечения безопасности дорожного движения;

-правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

-основы безопасного управления транспортными средствами;

-цели и задачи управления системами "водитель - автомобиль - дорога" и "водитель - автомобиль";

-режимы движения с учетом дорожных условий, в том числе, особенностей дорожного покрытия;

-особенности наблюдения за дорожной обстановкой;

-способы контроля безопасной дистанции и бокового интервала;

-последовательность действий при вызове аварийных и спасательных служб;

-основы обеспечения безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения: пешеходов, велосипедистов;

-основы обеспечения детской пассажирской безопасности;

-последствия, связанные с нарушением Правил дорожного движения водителями транспортных средств;

-назначение, устройство, взаимодействие и принцип работы основных механизмов, приборов и деталей транспортного средства;

-признаки неисправностей, возникающих в пути;

-меры ответственности за нарушение Правил дорожного движения;

-влияние погодно-климатических и дорожных условий на безопасность дорожного движения;

-правила по охране труда в процессе эксплуатации транспортного средства и обращения с эксплуатационными материалами;

-основы трудового законодательства Российской Федерации, нормативные правовые акты, регулирующие режим труда и отдыха водителей;

-установленные заводом-изготовителем периодичности технического обслуживания и ремонта;

-инструкции по использованию в работе установленного на транспортном средстве оборудования и приборов;

-перечень документов, которые должен иметь при себе водитель для эксплуатации транспортного средства, а также при перевозке пассажиров и грузов;

-способы оказания помощи при посадке в транспортное средство и высадке из него, в том числе с использованием специальных подъемных устройств для пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно;

-основы погрузки, разгрузки, размещения и крепления грузовых мест, багажа в кузове автомобиля, опасность и последствия перемещения груза;

 

В результате освоения Образовательной программы, обучающиеся должны

уметь:

-соблюдать Правила дорожного движения;

-выполнять ежедневное техническое обслуживание транспортного средства

-проверять техническое состояние транспортного средства;;

-устранять мелкие неисправности в процессе эксплуатации транспортного средства, не требующие разборки узлов и агрегатов;

-обеспечивать безопасную посадку и высадку пассажиров транспортного средства, их перевозку, контролировать размещение и крепление различных грузов и багажа в транспортном средстве;

-оказывать помощь в посадке в транспортное средство и высадке из него, в том числе с использованием специальных подъемных устройств для пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно;

-использовать средства тушения пожара;

-использовать установленное на транспортном средстве оборудование и приборы;

-заполнять документацию, связанную со спецификой эксплуатации транспортного средства;

-совершенствовать свои навыки управления транспортным средством.

 

5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА

Организационно-педагогические условия, созданные в автошколе обеспечивают реализацию образовательной программы в полном объеме, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся, способствуют достижению целей программы.

Для определения соответствия применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизиологическим особенностям и способностям обучающихся организация, осуществляющая образовательную деятельность (ООО «Старт»), проводит тестирование обучающихся с помощью соответствующих специалистов, работающих по договору с ООО «Старт» и с использованием аппаратно-программного комплекса (АПК) тестирования и развития психофизиологических качеств водителя.

Занятия по учебному предмету базового цикла «Основы управления транспортными средствами» проводятся в оборудованном учебном классе с использованием учебно-материальной базы, соответствующей установленным требованиям. Наполняемость учебной группы рассчитана на 30 человек. Продолжительность учебного часа теоретических и практических занятий составляет 1 академический час (45 минут). Подготовка водителей осуществляется в очно-заочной форме обучения, на русском языке. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки  обучающегося по предмету составляет 12 часов в неделю.

Кадровые условия. Преподаватели по программам профессионального обучения должны удовлетворять требованиям приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 6 октября 2010г., регистрационный № 18638) с изменением, внесенным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 мая 2011г. № 448н (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 1 июля 2011г., № 21240), а так же водительское удостоверение на право управления ТС категории «В», документ, подтверждающий о повышении квалификации (не реже, чем один раз в три года).

В процессе освоения предмета используются традиционные методы обучения: лекции, практические занятия (тесты, индивидуальная, групповая работа); современные образовательные технологии: работа в малых группах, деловые игры, анализ ситуационных задач.

 Информационно-методические условия реализации  программы предмета:

- учебный план;

- календарный учебный график;

- рабочая программа учебного предмета;

- методические материалы и разработки;

- расписание занятий.

Материально-технические условия реализации программы предмета:

Перечень учебного оборудования

                                                                                                                                                   Таблица 8.

Наименование учебного оборудования

Единица

измерения

Кол-во

Оборудование и технические средства обучения

 

Детское удерживающее устройство

Гибкое связующее звено (буксировочный трос)

Тягово-сцепное устройство

Компьютер с соответствующим программным обеспечением

Мультимедийный проектор

Экран

 Магнитно-маркерная доска

Учебно-наглядные пособия[1]

 

Основы управления транспортными средствами

Сложные дорожные условия

Виды и причины ДТП

Типичные опасные ситуации

Сложные метеоусловия

Движение в темное время суток

Посадка водителя за рулем. Экипировка водителя

Способы торможения

Тормозной и остановочный путь

Действия водителя в критических ситуациях

Силы, действующие на транспортное средство

Управление автомобилем в нештатных ситуациях

Профессиональная надежность водителя

Дистанция и боковой интервал. Организация наблюдения   

 в процессе управления транспортным средством

Влияние дорожных условий на безопасность движения

Безопасное прохождение поворотов

Безопасность пассажиров транспортных средств

Безопасность пешеходов и велосипедистов

Типичные ошибки пешеходов

Типовые примеры допускаемых нарушений ПДД

 

 

комплект

комплект

комплект

комплект

комплект

комплект

шт

 

 

 

шт

шт

шт

шт

шт

шт

шт

шт

шт

шт

шт

шт

 

шт

шт

шт

шт

шт

шт

шт

 

 

1

1

1

2

1

1

1

 

 

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

1

1

1

1

1

1

1

     

Основные источники:

1.Экзаменационные билеты для приема теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категории «АВ»;

2.Бабков В.Ф. Дорожные условия и безопасность движения: Учеб. Для вузов. М.: Транспорт, 1993

3.  Илларионов В.А., Куперман А.И., Мишурин В.М. Правила дорожного движения и основы безопасного управления автомобилем. 5-е изд., перераб. М.: Транспорт, 1998

4.Майборода О.В. Основы управления автомобилем и безопасность движения: Учеб. Водителя автотранспортных средств

5.Мишурин В.М., Романов А.Н. Надежность водителя и безопасность движения. М.: Транспорт, 1990.

6. Федеральный закон от 21.11.2011 г. №323-ФЗ № Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

7. Цыганков Э.С. Золотые правила безопасного вождения. М.: Эксмо, 2007

8. Зеленин С.Ф. Безопасность дорожного движения. – М.: Мир автокниг, 2008г.;

9. Сборник нормативно-правовых документов по обеспечению безопасности дорожного движения: Водитель, автомобиль, дорога: Том 1. Водитель / (В.Д. Кондратьев, Б.М.Савин, А.М.Сторожев. – М . : Автополис-плюс, 2007г.);

10.  Ваганов В.И., Рывкин А.А. Вождение автотранспортных средств Москва, «Транспорт», 1990 г.;

11. Назаров Г. Самоучитель по вождению автомобиля Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006 г.;

12. Яковлев В.Ф. Учебник по вождению легкового автомобиля Москва, «Третий Рим», 2012 г. (комплект – 2 шт.);

13. Шельмин Е. Курс вождения автомобиля Санкт-Петербург, «Питер», 2013 г.

Дополнительные источники:

  1.  Сеть интернет

 

6. СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА

В процессе изучения предмета преподавателем проводится:

Текущий контроль учащихся для оценки качества освоения отдельных тем и разделов программы, в следующих формах: фронтальная, индивидуальная, групповая. Применяются устные и письменные методы контроля. Разнообразие форм и методов контроля позволяет обеспечить планомерную проверку успеваемости обучающихся. Основной упор делается на то, чтобы учащиеся приобретали не только фактические знания и умения, но и необходимые интеллектуальные умения, т.е. анализировали, сравнивали, а самое главное, полученные знания применяли на практике.

      Промежуточная аттестация предназначена для определения качества освоения, содержания учебного предмета и проводится в виде зачета, с использованием материалов, утвержденных руководителем ООО «Старт». Результаты выставляются в «Журнале учета успеваемости».

Лица, получившие по итогам промежуточной аттестации неудовлетворительную оценку, к сдаче квалификационного экзамена не допускаются.

Итоговая аттестация проводится после изучения всей Образовательной программы   в форме квалификационного экзамена.  

Вопросы и материалы, для промежуточной аттестации носят примерный характер и могут изменяться по мере необходимости учебной организацией и утверждаться руководителем ООО «Старт».

Перечень вопросов к промежуточной аттестации:

1.В каком случае легковой автомобиль более устойчив против опрокидывания на повороте?

1.Без груза и пассажиров.

2.С пассажирами, но без груза.

3.Без пассажиров, но с грузом на верхнем багажнике.

Ответ:1

2.Для прекращения заноса, вызванного торможением, водитель в первую очередь должен:

1.Прекратить начатое торможение.

 2.Выключить сцепление.

3.Продолжить торможение, не изменяя усилия на педаль тормоза.

Ответ:1

3.Считаете ли Вы безопасным движение на грузовом автомобиле в темное время суток с ближним светом фар по неосвещенной автомагистрали со скоростью 90 км/ч?

1.Да, так как предельная допустимая скорость соответствует требованиям Правил.

2.Нет, так как остановочный путь превышает расстояние видимости.

Ответ:2

4.Что должен сделать водитель, чтобы быстро восстановить эффективность тормозов после проезда через водную преграду?

1.Продолжить движение, немного натянув рычаг ручного тормоза.

2.Продолжить движение и просушить тормозные колодки многократными непродолжительными нажатиями на педаль тормоза.

3.Продолжить движение с малой скоростью без притормаживания.

Ответ:2

5.Как изменяется величина центробежной силы с увеличением скорости движения на повороте?

1.Не изменяется.

2.Увеличивается пропорционально скорости.

3.Увеличивается пропорционально квадрату скорости.

Ответ:3

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА

Учебно-методические материалы представлены:

  1. Примерной программой профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В», утвержденная приказом Минобрнауки России от 08.11.2021  № 808;
  2. Программой профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В», согласованной с Госавтоинспекцией и утвержденной директором ООО «Старт»;
  3. Методическими рекомендациями по организации образовательного процесса ООО «Старт», утвержденными директором;
  4. Материалами для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся,  утвержденными директором ООО «Старт».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



[1]Учебно-наглядные пособия (табл.) по учебному предмету представлены в виде плакатов, мультимедийных слайдов, в виде учебной литературы.

 

ООО Старт

Навигация по сайту


Основные сведения


Структура и органы управления


Документы


Образование


Руководство и педсостав


Материальное техническое обеспечение и Финансово хозяйственная деятельность


Платные образовательные услуги и виды материальной поддержки


Вакантные места для приема